Рабочая программа по освоению детьми 3-4 лет дошкольного образования
Рабочая программа - нормативный
документ, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и общения с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и
направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта ДО.
Программа рассчитана на учебный год с
возможной корректировкой в учебном году.
В программе
отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Рабочая программа
разработана на основе:
Основной образовательной программы дошкольного
образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
"Мартюшевский детский сад "Искорка") в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования(утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее –ФГОСДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО),особенностями образовательного
учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей
воспитанников и запросов родителей (законных представителей).
Основная образовательная программа дошкольного образования Обучение
и воспитание детей в детском саду ведется на государственном языке Российской
Федерации – русском.
Программа
включает три раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из
которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Объем обязательной части Программы составляет не
менее 60% от ее общегообъема; части, формируемой участниками образовательных
отношений, не более40%.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного
возраста как гражданина РоссийскойФедерации, формирование основ его гражданской
и культурной идентичности надоступном его возрасту содержании доступными
средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее – ДО),ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурнымценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего иуважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного
пространства воспитания и обучениядетей от рождения до поступления в начальную
школу, обеспечивающего ребенку и егородителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимостиот места и региона проживания.
В части формируемой участниками образовательных отношений реализуются элементы программы, направленные на всестороннее развитие
личности ребенка:
Толстикова О.В., Трофимова О.А. Дягилева Н.В,
Закревская О.В. и др. Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет». Дошкольный возраст. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 460
с. (программа реализуется в апробационном, внедренческом режиме с 2017 года)
Реализация проектов также является частью,
формируемой участниками образовательных отношений.
В
целевом разделе Программы представлены цели, задачи,
принципы и подходы к ееформированию; планируемые результаты освоения Программы
в младенческом, раннем,дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения Программы;характеристики особенностей развития детей младенческого,
раннего и дошкольноговозрастов, подходы к педагогической диагностике
планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности
по каждой из образовательныхобластей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное,познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие) всоответствии с федеральной программой и с учетом
используемых методическихпособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
‒ вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Федеральной программы сучетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики ихобразовательных потребностей и
интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных
видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развитиядетей.
Содержательный
раздел включает Рабочую программу воспитания,
котораяраскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщениедетей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценностисвоей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Организационный
раздел программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы;
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее –
РППС);
‒ материально-техническое обеспечение программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня
группы ,календарный план воспитательной работы.
Вторую
младшую группу посещает 24 воспитанника: 13 мальчиков, 11 девочек.
Одним
из важных условий реализации рабочей программы является взаимодействие с
семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники
педагогического процесса.
Семья является институтом первичной
социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие
ребенка в младенческом, раннем возрасте. Поэтому педагогами, учитываются в своей работе такие факторы, как условия
жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции.
Главными целями взаимодействия с семьями
воспитанников являются:
v обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья
детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
v обеспечение
единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
v повышение воспитательного потенциала семьи.
Деятельность по построению взаимодействия с
родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется по нескольким
направлениям:
1. Диагностико-аналитическое направление включает:
- получение и анализ данных о семье каждого воспитанника, её запросах в
отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а
также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
- согласование воспитательных задач;
2. Просветительское направление предполагает:
- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей
психофизиологического и психического развития детей дошкольного возрастов;
- выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного
возраста;
- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в
области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста;
- информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной
программы; условиях пребывания ребёнка в группе; содержании и методах
образовательной работы с детьми;
3. Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей)
по вопросам:
- их взаимодействия с ребёнком,
преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП
в условиях семьи;
- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и
педагогом;
- возникающих проблемных ситуациях;
- воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого,
раннего возрастов;
- организации и участия в детских деятельностях, образовательном
процессе и другому.