УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МО «КАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАРТЮШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА»
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
протокол № 4 от 26.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом заведующего
МКДОУ «Мартюшевский
детский сад «Искорка»
№ 65 - ОД от 26.08.2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШАГИ В БУДУЩЕЕ. ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 год
Автор - составитель: Панюшкина Ирина Владимировна,
педагог доп. образования
п.г.т. Мартюш
2024 год
Содержание
№п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.3.4.
1.4.
2.
2.1.
Наименование раздела
Основные характеристики дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения
Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения.
Учебный (тематический) план
Второй год обучения
Содержание учебного (тематического) плана
Второй год обучения.
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Стр.
3
6
7
7
9
15
18
25
Годовой календарный учебный график
26
Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
26
2.2.1.
Материально-техническое обеспечение
26
2.2.2.
Программно-методическое обеспечение
26
2.2.3.
Дидактическое обеспечение
26
2.2.4
Кадровое обеспечение
26
2.2.
2.2.5.
Методические материалы
2.3
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
3. Список литературы
26
27
28
I.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаги в будущее. Подготовка к
школе» является рабочим документом, регламентирующим организацию дополнительного
образования социально – гуманитарной направленности по подготовке детей 5-7 лет к школе.
По функциональному предназначению – учебно-познавательная, по форме организации – кружковая,
по времени реализации – двухгодичная.
Программа направлена на интеллектуальное развитие и поддержку детей, проявивших интерес к
чтению. Умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой
ступени образования.
Но при этом очень важно учитывать следующее:
во - первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и иметь
познавательную основу;
во-вторых, необходимо, использовать игровые приемы, не утомляющие и не напрягающие ребенка.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает
запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное
обучающее, развивающее, воспитательное воздействие, способствует формированию познавательного интереса
детей.
Одним из главных аспектов в работе с детьми дошкольного возраста принадлежит развитию
речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное
понятие о языке, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того,
как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и
в усвоении русского языка, в целом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаги в будущее.
Подготовка к школе» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р;
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
Устава и локальным актам МКДОУ «Мартюшевский детский сад «Искорка»..
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий,
утверждаемых руководителем дошкольного учреждения.
Отличительная особенность программы.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует формированию и развитию у обучающихся навыков,
связанных с эмоциональным, интеллектуальным и духовным развитием.
Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и
привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного
запаса и развитию речи детей.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой
предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Поэтому обучение
чтению должно опираться на звуковой анализ слова.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей
каждого ребёнка.
В состав речевого развития детей дошкольного возраста совместно с возрастанием практических
навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в
процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи
детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа
предложения
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают
достаточный запас знаний, умений и навыков в области развития речи, необходимый для подготовки
к школе. Программа ориентирована научить детей читать, развить способность нестандартно мыслить
и лексически грамотно излагать свои мысли, подготовить детей без страха идти в школу.
За основу при составлении Программы использовано методическое пособие:
- для первого года обучения – программа Н.С.Жуковой по обучению чтению дошкольников Надежда
Жукова. Букварь. Учебное пособие. «Эксмодетство», 2021г.;
- для второго года обучения - программа Д. Г. Шумаевой «Как хорошо уметь читать!» Обучение
дошкольников чтению: Программа- конспект. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- воспитанники детского сада с 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы)
- принцип формирования учебных групп - принимаются все желающие
- число детей, одновременно находящихся в учебной группе – 10 -12 человек
- форма обучения очная.
Режим организации занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шаги в будущее. Подготовка к школе» определяется календарным учебном
графиком и
соответствует
нормам,
утвержденным
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и имеет два этапа,
охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет.
Организационные формы обучения:
- занятия проводятся по группам
- группы формируются из обучающихся одного возраста
- состав группы обучающихся – постоянный
1 год обучения «В мире звуков» (5-6 лет)
- продолжительность одного академического часа - 25 мин.
- перерыв между учебными занятиями –10 минут
2 год обучения «Как хорошо уметь читать» (6-7 лет)
- продолжительность одного академического часа - 30 мин.
- перерыв между учебными занятиями –10 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю для каждой группы.
Объем программы:
№
Год обучения
Всего учебных
недель
1.
первый
35
2.
второй
Объем учебных
часов
70
35
70
Режим работы
2 раза в неделю по 1 часу (во
второй половине дня)
2 раза в неделю по 1 часу (во второй
половине дня)
Начало учебного года – 1 сентября (в связи с адаптационным периодом, занятия могут начаться
с третьей недели)
В январе, в связи с каникулами, занятия начинаются со второй недели.
Окончание учебного года – 31 мая
Форма организации занятий: групповая
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в следующей
форме:
Традиционная модель – это линейная последовательность освоения содержания в течение
одного года в одной образовательной организации.
Приобретение и совершенствование навыков чтения происходит в играх различной сложности
и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям
и желание узнавать новое. На занятиях активно используются пальчиковые игры, элементы лепки,
рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игры необходимы и
полезны для развития памяти, внимания, коммуникативных отношений.
Занятия построены на комплексно-тематическом подходе в сочетании с наглядными и игровыми
приёмами, что позволяет сделать учебный процесс увлекательным и ненавязчивым. В каждое
занятие включены задания на формирование психофизической сферы детей:
- психогимнастика,
- релаксация,
- мимические и голосовые упражнения,
- имитация действий,
а также задания, рассчитанные на развитие мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая
гимнастика, штрихование, обведение рисунка по точкам, выкладывание букв зёрнышками,
палочками, ниточками.
Много времени уделяется звуковому восприятию слова, моделированию звуковой схемы слов,
формированию фонетического и речевого слуха детей. В каждом занятии ведётся работа над
словом это - словообразование, словоизменение, словесные игры с синонимами, антонимами,
омонимами; конструирование букв, слогов, слов. При делении предложений на слова
используют метод кодирования информации – выкладывание предложения с помощью палочек,
модулей. При работе с текстом используются мнемотаблицы, коллажи, алгоритмы
рассказывания. Программа предусматривает использование эвристических приемов (метод
обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности),
поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие
способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи,
занимательные упражнения, фонематические, лексические, графические и даже подвижные
игры.
Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, нравящиеся детям.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в
литературе, новых методик и технологий.
Занятия начинаются с совершенствования речевого аппарата, артикуляционных упражнений,
проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и т.д. В
программу занятий включено множество загадок, проводится словарная работа, поскольку на
начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять
особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. Одним из результатов
дополнительного образования по Программе является формирование у детей основ речевой
культуры. Программа нацеливает на то, чтобы дать дошкольникам доступные их возрасту и
пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь детей, развить их
внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг. У детей формируются
умения и навыки, которые органически сочетаются с выработкой у каждого ребёнка
положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно
мыслящей личности.
Уровневость программы:
- программа имеет «Стартовый уровень».
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Создание ситуации успеха,
чувства удовлетворения от процесса деятельности.
1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Цели программы:
подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами как знаками записи известных
им звуков; научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения, развить
потенциальные
способности каждого ребёнка, формировать уверенность в собственных
возможностях, умение неординарно мыслить, мотивировать к самостоятельному поиску и
приобретению знаний.
Задачи курса:
Обучающие:
знакомство с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
формирование умения узнавать и произносить звуки, синтезировать из них слоги, слова;
развитие фонематического слуха при определении гласных и согласных звуков, при
определении согласных по твёрдости, культуры звукопроизношения, умение
интонационно правильно ставить ударение в словах;
овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период
усвоения грамоты;
обогащение словарного запаса детей;
Развивающие:
развитие зрительного внимания к деталям, наблюдательности, навыков анализа и
синтеза, воображение, желание импровизировать;
формирование внутренней учебной мотивации;
создание условий для ориентировочно-исследовательской деятельности детей через
систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное
ознакомление со словом, звуком, буквой.
Воспитательные:
воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта у детей
старшего дошкольного возраста;
воспитание аккуратности, старательности, коммуникабельности, любознательности.
Внедрение Программы направлено на:
- повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего
дошкольного возраста;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;
- изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической
деятельности.
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
-
-
-
1.3.1. Содержание первого года обучения «В мире звуков».
Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. В 5 лет наступает благоприятный
возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит
успех в обучении чтению. В это время восприятие информации более совершенно, осмысленно,
целенаправленно, анализирующее. Хорошо развивается звуковая сторона и грамматический строй
речи. Интенсивно растёт словарный запас речи.
Основная задача в первый год обучения через игру, как ведущий вид деятельности, приобщить
детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему интеллектуальную и
эмоциональную сферы ребёнка. Здесь важно научить каждого
- выделять отдельные слова,
- делить слова на слоги,
- различать и выделять на слух звук из слога и слова.
Учебный (тематический) план
Первый год обучения
Название
раздела, темы
Звуки и буквы.
Звук «А».
Звук «У».
Закрепление звуков
«А» и «У»
Звук «О»
Звуки «М», «М^»
Закрепление звуков
«А», «У», «О», «М»
Повторение пройденного
Количество часов
всего теория практика
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
2
1
0,5
0,5
1
0,5
1,5
1
1
Звуки «С», «С^»
Длинные и короткие слова
2
1
1
0,5
1
0,5
Звуки «Х», «Х^»
Закрепление звуков «А, У,
О, М, С, Х»
2
1
1
1
1
Формы аттестации /
контроля
беседа
беседа
беседа
тестирование
беседа
беседа
тестирование
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
беседа
беседа
тестирование
Звуки «Р», «Р^»
2
1
1
Звук «Ш»
Звук «Ы»
Сопоставление звуков «С»
и «Ш»
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
Звуки «Л», «Л^»
Звуки «Н», «Н^»
Повторение пройденного
2
2
1
1
1
1
1
1
Звуки «К», «К^»
Звуки «Т», «Т^»
2
2
1
1
1
1
Звук «И»
Слова-друзья
Звук «П», «П’»
Звуки «З», «З^»
Повторение пройденного
Звуки «Г», «Г^»
1
1
2
2
1
2
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
беседа
беседа
беседа
беседа
тестирование
беседа
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1,5
беседа
беседа
беседа
беседа
тестирование
игровые упражнения
2
0,5
1,5
игровые упражнения
2
2
1
1
1
1
1
1
беседа
беседа
тестирование
1
игровые упражнения
Звуки «В», «В^»
Звуки «Д», «Д^»
Звуки «Б», «Б^»
Звук «Ж»
Повторение пройденного
Дифференциация «Ж» «З»
Дифференциация «Ж» «Ш»
Звук «Ч»
Звук «Щ»
Повторение пройденного
материала.
Дифференциация
шипящих «Ч», «Щ»
Звук «Ц»
Звуки «Ф», «Ф^»
Дифференциация
согласных «Ц», «Ф», «Ф^»
Звук «Э»
Повторение.
Индивидуальные
коррекционные занятия
Итоговое
ИТОГО:
1.3.2.
1
1
беседа
беседа
беседа
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
беседа
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
беседа
2
2
2
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
беседа
беседа
игровые упражнения
1
2
3
0,5
0,5
2
3
беседа
тестирование
игровые упражнения
1
70
1
24
46
Содержание учебного (тематического) плана
творческий конкурс на
лучшее знание звуков.
Тема занятия
Занятие 1.
«Звуки и буквы»
Занятие 2.
Звук «А».
Занятие 3
Звук «У»
Занятие 4.
Закрепление
звуков «А» и «У»
стр. 18
Цели и задачи
СЕНТЯБРЬ
. - познакомить детей с понятием «звук»,
«буква»; – дать понятие об
артикуляционном аппарате;
- развивать интерес и внимание к слову;
- воспитывать доброжелательные
отношения друг к другу.
- познакомить детей со звуком «А»
(артикуляция звука);
- учить находить этот звук в словах;
- познакомить детей с буквой А;
- развивать умение определять 1-й звук в
слове;
- развивать способность называть слова с
заданным звуком;
-развивать фонематический слух.
- закрепить знания детей о звуке «А».
- познакомить детей со звуком «У». уточнить произношение звука в
изолированном виде и в словах.
- учить делить слова на слоги.
- формировать умение отвечать на вопросы
Закрепить знания детей о звуках «А» и «У»;
учить соотносить произносимые и
составленные слова со слоговой схемой.
Оборудование
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
октябрь
Занятие 8.
Закрепление
звуков «А», «У»,
«О», «М»
- познакомить детей со звуком «О».
- уточнить произношение звука в словах и в
изолированном виде.
- учить придумывать рифмы слов.
-развивать фонематический слух.
- воспитывать умение выслушивать ответы
других детей
- познакомить детей со звуками ««М» и
«М’». - познакомить детей с твердыми и
мягкими согласными звуками.
- учить интонационному выделению звука в
слове.
- учить называть 1-й звук в слове.
- воспитывать умение выслушивать ответы
товарищей.
Закрепить звуки «А, У, О, М»; учить читать
и составлять слоги; учить писать первый
слог в
схемах
под
предметными картинками.
Занятие 9.
Повторение
пройденного
Закрепить звуки «А, У, О, М»; продолжать
обучение детей звуковому анализу слов;
учить называть слова с заданным звуком;
Занятие 5.
Звук «О»
Занятие 6-7.
Звуки «М», «М’»
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки.
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
материала.
составлять
слоги;
Занятие 10-11.
Звуки «С», «С’»
- познакомить детей со звуками «С» и «С’».
- закрепить умение детей определять
твердые и мягкие согласные звуки. продолжать учить определять 1-й звук в
слове
- развивать фонематический слух.
- воспитывать стремление участвовать в
работе на занятии.
- продолжать расширять представление о
словах. - познакомить детей с
протяженностью слов.
- учить делить слова на слоги.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.
-развивать фонематический слух.
- формировать навыки вежливого общения.
- познакомить детей со звуками «Х» и «Х’».
- учить определять 1-й звук в слове.
- закрепить умение дифференцировать
звуки. - развивать умение называть слова с
заданным звуком.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.
- воспитывать умение выслушивать ответы
товарищей.
НОЯБРЬ
Закрепить звуки «А, У, О, М, С, Х»;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить называть слова с
заданным звуком; составлять прямые и
обратные слоги; составлять трехбуквенные
слова.
- познакомить детей со звуками «Р» и «Р’».
- продолжать учить определять 1-й звук в
слове. - закрепить умение интонационно
выделять звук в словах.
-дифференцировать звуки по твердости и
мягкости.
- развивать интерес и внимание к слову.
- познакомить детей со звуком «Ш».
- учить интонационно выделять звук в
словах. - дать знания о том, что
произносить согласные звуки нам
помогают зубы, губы, язык
- развивать речевое внимание и
фонематический слух.
Занятие 12.
«Длинные и
короткие слова»
Занятие 13-14.
Звуки «Х», «Х’»
Занятие 15.
Закрепление
звуков «А, У, О,
М, С, Х»
Занятие 16-17.
Звуки «Р», «Р’»
Занятие 18.
Звук «Ш»
прямые
и
обратные
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Занятие 20.
Сопоставление
звуков
«С» и «Ш»
- закрепить знания детей о гласных звуках.
- познакомить детей со звуком «Ы».
- учить определять наличие звука в слове. продолжать учить делить слова на слоги. развивать фонематическое восприятие.
- воспитывать интерес и внимание к слову.
-учить узнавать согласные звуки по
признакам согласного; делать звуковой
анализ слова; учить детей составлять и
читать слова, состоящие из прямых слогов.
Занятие 21-22.
Звуки «Л», «Л^»
Познакомить детей с буквой и звуком
«Л»;учить определять место звука в словах.
Занятие 19.
Звук «Ы»
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
ДЕКАБРЬ
Занятие 23-24.
Звуки «Н», «Н^»
Занятие 25.
Повторение
пройденного
Занятие 26-27.
Звуки «К», «К^»
Занятие 28-29
Звуки «Т», «Т^»
Занятие 30.
Звук «И»
- познакомить детей со звуками «Н» и
«Н’».
- продолжать учить дифференцировать
звуки по твердости и мягкости.
- закреплять умения детей определять 1й звук в слове.
- развивать интерес и внимание к слову.
Закрепить уже знакомые звуки;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить
называть
слова с заданным звуком.
- познакомить детей со звуками «К» и
«К’». - продолжать учить определять 1-й
звук в слове. - учить дифференцировать
твердые и мягкие согласные звуки.
- воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу.
- познакомить детей со звуками «Т» и
«Т’». - продолжать учить
дифференциации звуков по твердости и
мягкости.
- учить определять 1-й звук в слове
- развивать умение называть слова со
звуками «Т» и «Т’».
- развивать фонематический слух и
речевое внимание.
- познакомить детей со звуком «И». –
учить определять наличие звука в
словах. - учить называть слова с этим
звуком. - совершенствовать навыки
доброго отношения друг к другу
ЯНВАРЬ
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями, предметные
картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями, предметные
картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями, предметные
картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки, предметные
картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки, предметные
картинки
Занятие 31.
Слова – друзья.
Занятие 32-33.
Звук «П», «П’»
-закрепить знания детей о гласных звуках.
- сравнивать слова по звучанию.
- развивать умения подбирать слова, звучащие
похоже к заданному.
- воспитывать интерес и внимание к слову. воспитывать привычку слушать внимательно.
- познакомить детей со звуками «П» и «П’». продолжать учить интонационному выделению
звуков в словах.
- продолжать учить дифференцировать согласные
звуки по мягкости и твердости. - продолжать
учить определять 1-й звук в слове. - развивать
интерес и внимание к слову.
Занятие 34-35.
Звуки «З», «З^»
- познакомить детей со звуками «З» и «З’». учить интонационному выделению звука в слове.
- продолжать учить делить слова на слоги. развивать умение определять 1-й звук в слове.
- развивать интерес и внимание к слову. воспитывать положительную самооценку у детей.
Занятие 36.
Обобщение
пройденного
-нахождение заданных звуков в слове;
- определение начального гласного под ударением
и согласного в слове.
Занятие 37-38.
Звуки «Г», «Г^»
- познакомить детей со звуками «Г» и «Г’». продолжать определять 1-й звук в слове. - учить
дифференцировать твердые и мягкие согласные.
- развивать фонематический слух.
- воспитывать умение выслушивать ответы друг
друга.
Разрезная азбука
большого формата,
индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные
картинки
Рабочие листы с
подобранными в
системе
развивающими
заданиями и
упражнениями,
предметные
картинки
Рабочие листы с
подобранными в
системе
развивающими
заданиями и
упражнениями,
предметные
картинки
Рабочие листы с
подобранными в
системе
развивающими
заданиями и
упражнениями,
предметные
картинки
Рабочие листы с
подобранными в
системе
развивающими
заданиями и
упражнениями,
предметные
картинки
ФЕВРАЛЬ
Занятие 39-40.
Звуки «В», «В^»
Занятие 41-42.
Звуки «Д», «Д^»
- познакомить детей со звуками «В» и
«В’».
- продолжать учить интонационному
выделению звуков «В» и «В’»
- учить определять 1 звук.
- закрепить умение делить слова на слоги.
- воспитывать желание заниматься и
узнавать новое.
- познакомить детей со звуками «Д» и «Д’».
- учить интонационному выделению звука в
слове.
- закрепить дифференциации звуков «Д» и
«Д’».
- закрепить умение определять 1-й звук в
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
слове.
- воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу.
Занятие 43-44.
Звуки «Б», «Б^»
Занятие 45-46.
Звук «Ж»
Занятие 47.
Повторение
материала.
Занятие 48 - 49.
Дифференциация
«Ж» - «З»
Занятие 50 - 51.
Дифференциация
«Ж» - «Ш»
Занятие 52 - 53.
Звук «Ч»
Занятие 54.
Звук «Щ»
- познакомить детей со звуками «Б» и «Б’»
- учить дифференцировать звуки на
твердые и мягкие.
- закреплять умение определять 1-й звук в
словах.
- развивать интерес и внимание к слову.
- познакомить детей со звуком «Ж».
- учить интонационно выделять звук «Ж» в
словах.
– учить называть слова с этим звуком. продолжать учить подбирать рифмы к
словам. – развивать речевое внимание и
фонематический слух.
- воспитывать дружеские отношения.
МАРТ
-закрепить уже знакомые звуки;
--продолжать обучение детей звуковому
анализу слов;
-учить называть слова сзаданным звуком;
-составлять прямые иобратные слоги.
- закрепить знания детей о звуке «Ж».
- закрепить знания детей о звуке «З». учить называть слова на заданный звук. развивать фонематический слух и речевое
внимание.
- закрепить знания детей о звуке «Ж».
- закрепить знания детей о звуках «Ш». учить называть слова на заданный звук. развивать фонематический слух и речевое
внимание.
- познакомить детей со звуком «Ч».
- дать знания о том, что звук «Ч» бывает
только мягким.
- учить определять 1-й звук в слове.
-развивать фонематическое восприятие.
- познакомить детей со звуком «Щ».
- дать знания о том, что звук «Ч» бывает
только мягким.
- продолжать учить интонационному
выделению звука в слове.
- продолжать учить сравнивать слова по
звучанию.
- развивать умение подбирать слова с
заданным звуком.
АПРЕЛЬ
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Занятие 55.
Звук «Щ»
Занятие 56.
Повторение
пройденного
материала
Занятие 57 - 58.
Дифференциация
шипящих «Ч»,
«Щ»
Занятие 59 - 60.
Звук «Ц».
Занятие 61 - 62.
Звук «Ф»
Занятие 63- 64.
Дифференциация
согласных «Ц»,
«Ф», «Ф’»
Занятие 65.
Звук «Э»
- познакомить детей со звуком «Щ».
- дать знания о том, что звук «Ч» бывает
только мягким.
- продолжать учить интонационному
выделению звука в слове.
- продолжать учить сравнивать слова по
звучанию.
- развивать умение подбирать слова с
заданным звуком.
- закрепить уже знакомые звуки;
- -продолжать обучение детей
звуковому анализу слов;
- учить называть слова с заданным звуком
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
- закрепить знания детей о звуке «Ч».
- закрепить знания детей о звуке «Щ». учить называть слова на заданный звук. развивать фонематический слух и речевое
внимание.
- познакомить детей со звуком «Ц».
- учить интонационному выделению звука
«Ц» в слове.
- сравнение слов по звучанию.
- развивать умение подбирать слова с
заданным звуком.
- развивать интерес и внимание к слову.
- познакомить детей со звуками «Ф» и
«Ф’».
- продолжать учить определять 1-й звук в
слове.
- учить дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить называть слова на заданный звук. развивать фонематический слух и речевое
внимание.
МАЙ
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
- закрепить знания детей о звуке «Ц».
- закрепить знания детей о звуках «Ф» и
«Ф’» .
- учить дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить называть слова на заданный звук . развивать фонематический слух и речевое
внимание.
- продолжать учить делить слова на слоги.
- познакомить детей со звуком «Э». - учить
определять наличие звука в словах. - учить
называть слова с этим звуком.
- воспитывать умение выслушивать ответы
других.
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Занятие 66 - 67.
Повторение
пройденного
материала.
-закрепить уже знакомые звуки;
--продолжать обучение детей звуковому
анализу слов;
-учить называть слова сзаданным звуком;
-составлять прямые иобратные слоги
Занятие 68 - 69.
Индивидуальные
коррекционные
занятия.
Занятие 70
Итоговое.
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
Рабочие листы с
подобранными в системе
развивающими заданиями и
упражнениями,
предметные картинки
творческий конкурс на лучшее знание
звуков.
Содержание второго года обучения «Как хорошо уметь читать».
Основные направления работы:
- Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
- Формирование навыков слияния букв в слоги.
- Чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
- Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
- Знакомство с начальными грамматическими категориями.
- Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.
- Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит
с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.
- Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и
словообразование.
- Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д.
- Подготовка руки к письму.
1.3.3. Учебный (тематический) план
Второй год обучения
Название
раздела, темы
Буква «А»..
Буква «У»
Закрепление звуков
«А» и «У»
Буква «О»
Буква «М»
Буква «С»
Буква «Х»
Закрепление звуков «А, У,
О, М, С, Х»
Буква «Ш»
Анализ слогов «ША, ШО,
ШУ; СА, СО, СУ»
Формы аттестации /
Количество часов
контроля
всего теория практика
1
0,5
0,5
беседа
1
0,5
0,5
беседа
1
0,5
0,5
тестирование
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
беседа
беседа
беседа
тестирование
беседа
игра на знание звуко-
Сопоставление звуков «С»
и «Ш»
Буква «Л»
Буква «Ы»
Буква «Н»
Закрепление звука и
буквы «Н»
Буква «Р»
Закрепление буквы и звука
«Р»
Сопоставление звуков «Р»
и «Л»
Обобщение пройденного
Буква «К»
Закрепление буквы «К»
Буква «П»
Закрепление буквы и звука
«П»
Буква «Т»
Закрепление буквы и звука
«Т»
Буква «И»
Закрепление буквы и звука
«И»
Звук «З»
Сопоставление звуков «З»
и «С»
Буква «В»
Закрепление буквы «В»
Повторение пройденного
Буква «Ж»
Закрепление буквы и звука
«Ж»
Звук «Б»
Закрепление буквы и звука
«Б»
Буква «Г»
Закрепление буквы и звука
«Г»
Буква «Д»
Сопоставление звуков «Д»
и «Т»
Буква «Й»
Сопоставление звуков «И»
и «Й»
Буква «Ь»
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
буквенного анализа
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
беседа
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
игра на знание звукобуквенного анализа
конкурс на знание звукобуквенного анализа
беседа
тестирование
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
0,5
1
0,5
тестирование
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
тестирование
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
тестирование
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
беседа
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
Буква «Ь» в середине
слова
Закрепление букв и звуков
«Д», «Т», «И», «Й», «Ь»
Буква «Е»
Закрепление буквы и звука
«Е»
Буква «Я»
Закрепление буквы и звука
«Я»
Буква «Ю»
Закрепление буквы и звука
«Ю»
Буква «Ё»
Закрепление буквы и звука
«Ё»
Повторение пройденного.
Чтение слогов.
Буква «Ц»
Звук «Ч»
Сопоставление звуков «Ч»
и «Ц»
Буква «Щ»
Буква «Ф»
Буква «Э»
Буква «Ъ»
Двойные согласные
Повторение. Чтение
слогов.
Чтение текстов.
1
0,5
0,5
беседа
1
0,5
0,5
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
беседа
тестирование
1
1
конкурс на знание звукобуквенного анализа
беседа
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
беседа
игра на знание звукобуквенного анализа
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
тестирование
5
5
игровые упражнения
Итоговое
1
1
творческий конкурс на
лучшее прочтение текста
и лучшее знание
произведений писателей.
ИТОГО:
70
27,5
42,5
1.3.4. Содержание учебного (тематического) плана
(по программе Д.Г.Шумаевой «Как хорошо уметь читать»)
Тема занятия
Занятие 1.
Буква «А»
стр. 12
Цели и задачи
СЕНТЯБРЬ
Познакомить детей со звуком и буквой
«А»; учить определять место звука в
словах.
Оборудование
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Занятие 2.
Буква «У»
стр. 15
Познакомить детей со звуком и буквой «У»;
учить определять количество слогов в
словах.
Занятие 3.
Закрепление
звуков «А» и «У»
стр. 18
Занятие 4.
Буква «О»
стр. 19
Закрепить знания детей о буквах «А» и «У»;
учить соотносить произносимые и
составленные слова со слоговой схемой.
Занятие 5.
Буква «М»
стр. 22
Познакомить детей с буквой и звуком «О»;
учить определять место звука в словах;
учить составлять и читать слоги.
Занятие 6.
Закрепление
звуков «А», «У»,
«О», «М»
стр. 24
Закрепить звуки «А, У, О, М»; учить читать
и составлять слоги; учить писать первый
слог в
схемах
под
предметными картинками.
Занятие 7.
Повторение
пройденного
Закрепить звуки «А, У, О, М»; продолжать
обучение детей звуковому анализу слов;
учить называть слова с заданным звуком;
составлять прямые
и
обратные
слоги;
составлять трехбуквенные слова.
Познакомить детей с буквой и звуком
Разрезная азбука большого
«С»; учить определять место звука в словах. формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
ОКТЯБРЬ
Познакомить детей с буквой и звуком «Х»; Разрезная азбука большого
учить определять слоговую структуру слов; формата, индивидуальные
составлять предложения с заданными
разрезные азбуки,
словами.
предметные картинки
Занятие 8.
Буква «С»
стр. 26
Занятие 9.
Буква «Х»
стр. 30
Занятие 10.
Закрепление
звуков «А, У, О,
М, С, Х»
стр. 32
Занятие 11.
Буква«Ш»
стр. 34
Познакомить детей с буквой и звуком
«О»; учить определять место звука в
словах.
Закрепить звуки «А, У, О, М, С, Х»;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить называть слова с
заданным звуком; составлять прямые и
обратные слоги; составлять трехбуквенные
слова.
Познакомить детей с буквой и звуком
«Ш»;учить читать слоги и составлять их из
букв самостоятельно.
Разрезная азбука
большого формата,
индивидуальные разрезные
азбуки, предметные
картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки;
ширма, колокольчик,
стакан, кастрюля,
деревянная ложка.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Занятие 12.
Анализ слогов
«ША, ШО, ШУ;
СА, СО, СУ»
стр. 36
Занятие 13.
Сопоставление
звуков «С» и «Ш»
стр. 38
Занятие 14.Буква
«Л»
стр. 39
Занятие 15.Буква
«Ы»
стр. 45
Занятие 16.
«Буква «Н»
стр. 48
Занятие 17.
Закрепление
буквы и звука
«Н»
стр. 51
Занятие
18.
Повторение
пройденного
Занятие 19.Буква
«Р»
стр. 53
Занятие 20.
Закрепление
буквы и звука «Р»
стр.56
Занятие 21.
Сопоставление
звуков «Р» и «Л»
стр.57
Занятие 22.
Обобщение
пройденного
стр.60
Учить составлять слоги из букв наборного
полотна; закрепить звук и букву «Ш»;
продолжать учить делать звуковой анализ
слова; составлять предложения.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Учить узнавать согласные звуки по
признакам согласного; делать звуковой
анализ слова; учить детей составлять и
читать слова, состоящие из прямых слогов.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные
азбуки,
предметные картинки,
ширма.
Познакомить детей с буквой и звуком
Разрезная азбука большого
«Л»;учить определять место звука в словах. формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Познакомить детей с буквой и звуком
Разрезная азбука большого
«Ы»;учить определять место звука в
формата, индивидуальные
словах;составлять слоги и слова; упражнять разрезные азбуки,
всоставлении и чтении слогов
предметные картинки
Познакомить детей с буквой и звуком
Разрезная азбука большого
«Н»;учить определять место звука в словах; формата, индивидуальные
продолжать учить делить слова на слоги;
разрезные азбуки,
упражнять в составлении и чтении слогов
предметные картинки
НОЯБРЬ
Закрепить букву и звук «Н»;
Продолжать учить делать звуковой анализ
слова; познакомить детей с «!» и «?»
знаками.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные
азбуки,
предметные картинки
Закрепить уже знакомые буквы и звуки;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить
называть слова
с заданным звуком; составлять прямые
и обратные слоги; составлять
трехбуквенные слова.
Познакомить детей с буквой и звуком
«Р»;учить читать слоги с договариванием
до целого слова; составлять слова из букв.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Закрепить букву и звук «Р»; развивать
умение составлять предложения с опорой
накартинку.
Развивать
фонематическое восприятие;
упражнять детей в
чтении
прямых и обратных слогов;
составлять трехбуквенныеслова из
разрезной азбуки.
Развивать умение различать гласные и
согласные звуки; продолжать упражнять в
чтении слогов и составлении слов; учить
детей умению представлять предметы по их
словесному описанию.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Занятие 23.Буква
«К»
стр.62
Занятие 24.
Закреплениебуквы
«К»
стр.66, 69
Занятие 25.Буква
«П»
стр.73
Познакомить детей с буквой и звуком
«К»;учить
определять звук «К» в
словах; закреплять умение
вычленять и произносить первый звук в
словах; составлять слова из букв.
Закрепление знаний детей о букве и
звуке
«К»; упражнять детей в чтении слогов
ДЕКАБРЬ
Продолжать учить определять место звука
всловах; упражнять детей в составлении
простых и сложныхпредложений
Занятие 26.
Закрепление
буквы и звука «П»
стр.76
Продолжать учить делать звуковой
анализслова; упражнять в чтении слогов и
слов; развивать активный, словарный запас.
Занятие
27
Повторение
пройденного
Закрепить уже знакомые буквы и звуки;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить называть слова с
заданным звуком; составлять прямые и
обратные слоги; составлять трехбуквенные
слова.
Познакомить детей со звуком и буквой
«Т»;учить определять место звука в словах;
упражнять в чтении слогов и слов.
Занятие 28.Буква
«Т»
стр.79
Занятие 29.
Закрепление
буквы и звука
«Т»
стр.83
Занятие 30.Буква
«И»
стр.85
Развивать внимание к звуковой и
смысловой стороне слова; учить детей
классифицировать понятия.
Занятие 31.
Закрепление
буквы и звука
«И»
стр.88
Занятие 32.
Звук «З»
стр.90
Закрепление звука и буквы «И»; учить
определять место звука в словах;
продолжать учить делать звуковой анализ
слова; упражнять в чтении слогов и слов.
Познакомить детей с буквой и звуком «И»;
учить определять место звука в словах;
упражнять в чтении слогов и слов
Познакомить детей со звуком и буквой
«З»;учить определять место звука в
словах; упражнять в чтении
слогов и
слов; пополнять активный словарь,
развивать сообразительность.
ЯНВАРЬ
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные
азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные
азбуки,
предметные картинки
Учить различать звуки «З» и «С»; учить
составлять из букв разрезной азбуки слова;
развивать наблюдательность исвязную
речь.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Знакомство детей со звуком и буквой
«В»;учить определять место звука в словах;
продолжать учить определять количество
слов в предложении, составлять схему
предложения; упражнять в чтении слогов и
слов.
Закрепить знаний детей о звуке и букве
Занятие 35.
Закреплениебуквы «В»;тренировать в чтении слогов и слов;
«В»
продолжать учить составлять слова по
стр. 100
образцу.
Закрепить уже знакомые буквы и звуки;
Занятие 36.
Повторение
продолжать обучение детей
пройденного
звуковому анализу слов; учить называть
слова с заданным звуком; составлять
прямые и обратные слоги; составлять
трехбуквенныеслова.
Занятие 37.Буква Познакомить детей с буквой и звуком
«Ж»
«Ж»;учить определять место звука в
стр. 103
словах; учить составлять слова из
разрезной
азбуки; упражнять в чтении слов и слогов.
Учить соотносить звук и букву;
Занятие 38.
Закрепление звука запоминатьбуквы; упражнять в чтении
и буквы
слогов и слов.
«Ж»
стр. 106
ФЕВРАЛЬ
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные
азбуки,
предметные картинки
Занятие 49.Буква
«Б»
стр. 109
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные
азбуки,
предметные картинки
Занятие 33.
Сопоставление
звуков «З» и «С»
стр. 94
Занятие 34.Буква
«В»
стр. 97
Занятие 40.
Закрепление
буквы и звука «Б»
стр. 112
Занятие 41.Буква
«Г»
стр. 116
Занятие 42.
Закрепление звука
и буквы «Г»
стр. 119
Познакомить детей с буквой и звуком «Б»;
учить определять место звука в словах;
упражнять в чтении слогов и слов;
продолжать учить составлять слова из
разрезной азбуки.
Закрепить знания детей о букве и звуке
«Б»;составлять слова из разрезной азбуки;
продолжать учить определять количество
слов в предложении,
составлять
схему предложения; упражнять в чтении
слогов и слов.
Познакомить детей с буквой и звуком
«Г»;учить определять место звука в словах;
упражнять в чтении слогов и слов;
продолжать учить составлять слова из
разрезной азбуки.
Закрепить знания детей о букве и звуке
«Г»;учить составлять слова из разрезной
азбуки;упражнять в чтении
слогов и
слов; обогащать речь детей словами с
оттенкамиласкательности.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Занятие 43.Буква
«Д» стр.121
Познакомить детей с буквой и звуком «Д»;
учить определять место звука в словах;
тренировать в чтении слогов и слов;
Занятие 44.
Сопоставление
звуков «Д» и «Т»
стр. 124
Упражнять в чтении слогов и слов; учить
называть слова с заданным звуком;
составлять прямые и обратные слоги;
составлять слова из разрезной азбуки.
Занятие 45.Буква
«Й»
стр. 127
Познакомить детей с буквой и звуком
«Й»;учить определять место звука в словах;
тренировать в чтении слогов в ускоренном
темпе; учить произносить слова четко и
внятно.
Учить находить разницу между звуками;
делать звукобуквенный
анализ слова;
обогащать лексику детей антонимами.
Занятие 46.
Сопоставление
звуков «Й» и
«И»
стр. 129
Занятие 47.Буква
«Ь»
стр. 131
Занятие 48.
«Ь» знак в
середине слова.
стр.133
Занятие 49.
Закреплениебукв
и звуков «Д»,«Т»,
«И», «Й», «Ь»
стр. 135
Занятие 50.Буква
«Е»
стр. 138
МАРТ
Познакомить детей с буквой «Ь»; учить
составлять слова по звучанию и
начертанию; формировать быструю
реакцию на слово, отвечать точно и
быстро.
Дать понятие, что «Ь» пишется в середине
слова для смягчения; тренировать в чтении
слов с наращиванием букв; упражнять детей
в составлении простых предложений; учить
понимать причинные связи между
явлениями.
Продолжать учить детей определять место
звука в словах; производить звуковой
анализ слова; тренировать в чтении слогов и
слов; учить самостоятельно составлять
слова из разрезной азбуки.
Познакомить детей с буквой «Е»;
тренировать в чтении прямых и обратных
слогов с договариванием до целого
слова;учить из букв составлять слова
Продолжать учить из слогов составлять
слова; придумывать слова на заданный
звук;тренировать в чтении слогов и слов
Занятие 51.
Закрепление звука
и буквы «Е»
стр.141
Познакомить детей с буквой и звуком
Занятие 52.
Буква «Я» стр.144 «Я»;продолжать учить выделять заданный
звук в словах; тренировать в чтении слогов
и слов.
Тренировать в чтении слогов и слов;
Занятие 53.
Закрепление
учитьсоставлять слова из разрезной
буквы и звука
азбуки; повышать словарный запас детей.
«Я»
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные
азбу
ки,предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
разрезные
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
стр.148
Занятие 54.
Буква «Ю»
стр.150
Занятие 55.
Закрепление
буквы и звука
«Ю»
стр. 153
Познакомить детей с буквой и звуком
«Ю»; учить определять место звука в
словах; составлять слова из разрезной
азбуки.
АПРЕЛЬ
Тренировать в чтении слогов и слов;
продолжать учить составлять слова из
разрезной азбуки
Закрепить уже знакомые буквы и звуки;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить называть слова с
заданным звуком; составлять прямые и
обратные слоги; составлять трехбуквенные
слова.
Познакомить детей с буквой и звуком
Занятие 57.
Буква «Ё» стр.154 «Ё»;учить определять место звука в словах;
тренировать в чтении слогов с
договариванием до целого слога; учить
составлять заданные слова из разрезной
азбуки
Развивать внимание к звуковой и
Занятие 58.
Закрепление
смысловой стороне слова; тренировать в
буквы и звука «Ё» чтении слов и слогов; учить составлять
стр. 157
предложения сзаданными словами
Занятие
56.
Повторение
пройденного
Занятие
59.
Повторение
пройденного
Занятие 60.
Буква «Ц»
стр. 160
Занятие 61.
Буква «Ч»
стр.162
Занятие 62.
Сопоставление
звуков «Ч» и
«Ц»
Закрепить уже знакомые буквы и звуки;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить называть слова с
заданным звуком; составлять прямые и
обратные слоги; составлять трехбуквенные
слова.
Познакомить детей со
звуком «Ц»;
продолжать учить определять место звука
в трех позициях; составлять из букв
разрезной азбуки слоги и слова; развивать
умение классифицировать предметы по
цвету и форме; быстро и правильно
подбирать нужные слова.
Познакомить детей с
буквой «Ч»;
продолжать учить определять место звука в
трех позициях; составлять из букв
разрезной азбуки слоги и слова;
предложения с заданными словами.
Учить находить разницу между звуками;
делать звукобуквенный
анализ слова;
обогащать лексику детей антонимами.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Занятие 63.
Буква «Щ»
стр. 162
Занятие 64.
Повторение
пройденного
Занятие 65.
Буква
«Ф»
Занятие 66.
Повторение
пройденного
Занятие 67.
Буква
«Э»
Занятие 68.
Буква «Ъ» знак
Занятие 69.
Двойные
согласные
Занятие 70.
Итоговое
МАЙ
Познакомить детей с буквой « Щ»;
продолжать учить определять место звука в
трех позициях; составлять из букв
разрезной азбуки слоги и слова;
предложения с заданными словами.
Закрепить уже знакомые буквы и звуки;
продолжать обучение детей
звуковому анализу слов; учить
называть слова
с заданным звуком;
составлять прямые и обратные слоги;
составлять трехбуквенныеслова.
Познакомить детей с буквой « Ф»
продолжать учить определять место звука в
трех позициях; составлять из букв
разрезной азбуки
слоги и слова;
предложения с заданными словами.
Закрепить уже знакомые буквы и звуки;
продолжать обучение детей звуковому
анализу слов; учить называть слова с
заданным звуком; составлять прямые и
обратные слоги; составлять трехбуквенные
слова.
Познакомить детей с
буквой « Э»
продолжать учить определять место звука в
трех позициях; составлять из букв
разрезной азбуки слоги и слова;
предложения с заданными словами.
Познакомить детей с буквой «Ъ»; учить
составлять слова по
звучанию и
начертанию; формировать быструю
реакцию на слово, отвечать точно и
быстро.
Закрепить уже знакомые д в о й н ы е
с о г л а с н ы е буквы и звуки;продолжать
обучение детей звуковому анализу слов;
учить называть слова с заданным звуком.
Закрепить полученные знания и провести
звуковой анализ слов, чтение по слогам.
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
Разрезная азбука большого
формата, индивидуальные
разрезные азбуки,
предметные картинки
1.4. Планируемые результаты реализации программы
Целевые ориентиры образовательной деятельности:
По окончании первого года обучения «В мире звуков» ребенок
- умеет относить предметы к определенной логической группе;
- умеет различать понятия «живое - не живое»;
- умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета (какой?), действие (что
делает?);
- умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет,
признак предмета, действие;
- владеет приемами артикуляционной гимнастики;
- различает слова по звучанию и протяжности;
- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
- различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;
- умеет определять 1й звук в слове;
- составляет предложение с заданным словом.
Целевые ориентиры образовательной деятельности:
к концу обучения (второй год) обучающиеся
будут знать:
- понятия «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- порядок букв и их названия (алфавит);
- гласные и согласные звуки;
будут уметь:
- правильно произносить звуки и соотносить их с буквами;
- выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- понимать смысл прочитанного;
- составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение
нужным
по смыслу словом и т.п.;
составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в
соответствии со знаком на конце (. ! ?);
- ориентироваться на странице книги;
Кроме того, у обучающегося, освоившего программный материал:
- проявляется инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, театрализации, он отвечает на вопросы, используя простые распространенные
предложения; обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре;
- развита крупная и мелкая моторика (он может контролировать свои движения и управлять ими);
- речь становится более выразительной, четкой, грамотной;
- проявляется интерес к красоте и выразительности родного языка, художественного
произведения, поэтического слова.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Годовой календарный учебный график
Год
Учебный год
окончание
обучения начало
первый
01.09.2024 31.05.2025
Кол-во
Каникулы
Кол-во
учебных
учебных
недель
часов
35
11.11 – 15.11.2024
70
30.12-08.01.2025 17.03
– 21.03.2025
Режим
занятий
2 раза
в неделю по 1
часу
второй
01.09.2024 31.05.2025
35
01.06 – 31.08.2025
11.11 – 15.11.2024
30.12-08.01.2025 17.03
– 21.03.2025
01.06 – 31.08.2025
70
2 раза
в неделю по 1
часу
2.2. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
1. ММ-проектор, настенный экран, ноутбук
2. Столы рабочие, стулья детские
3. Мольберт, магнитная доска
2.2.2. Программно-методическое обеспечение
1.
Богданова О.А. Скороговорки. Л., 1989
2.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991.
3.
Ушинский К.Д. Для детей. Сказки и рассказы. М., 1974.
4.
Волина В.В. Учимся играя, 1994г.
5.
Нищева Н.В., Система коррекционной работы, 2001г.
6.
Колесникова Е.В. От А до Я, 2019г.
7.
2.2.3. Дидактическое обеспечение
1. Подвижная азбука или наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв (по 10-12
карточек с каждой буквой) (используется для составления слогов, слов, слоговых
таблиц)
2. Индивидуальные разрезные азбуки («Касса букв, слогов»)
3. Карточки для совершенствования техники чтения, предметные картинки, сюжетные картины.
4. Таблицы, муляжи, игрушки и пр. наглядность.
5. Тетради на печатной основе, ручки шариковые, карандаши.
6. ТИКО -конструктор «АЗБУКА»
7. Картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.
2.2.4. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
по данной программе работает педагог дополнительного образования ( без квалификационной
категории), имеющий необходимое образование, что соответствует обозначениям таблицы п.2
Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в 27 профессиональный
стандарт), а именно код А с уровнем квалификации 6.
2.2.5. Методические материалы
При изложении материала используются теоретические и практические формы организации
деятельности. Каждая тема начинается с теоретического объяснения основных понятий, далее
используются практические формы, направленные на формирование умений и навыков работы с
буквами и звуками.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности.
Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное
индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения
программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 2
коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала.
В конце второго года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке
полученных знаний за два учебных года. Отчетное занятие в подгрупповой или групповой форме с
присутствием родителей проводится в мае. В начале и в конце обучения проводится диагностика
уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа
педагога. Она составлена в соответствии с системой работы по обучению чтению и основывается на
диагностике Д. Б. Эльконина.
При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое
слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены:
1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Фамилия
ребенка
и
имя Количественная оценка в баллах
выделение слова
фонемный
анализ
анализ
предложений
Общая
оценка
Обработка и интерпретация результатов исследования
6-7 баллов – высокий уровень развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – средний уровень;
3 балла – низкий уровень осознания языковых элементов.
На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития,
дошкольники делятся на подгруппы.
Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- тестирование,
- игры и конкурсы на знание звуко - буквенного состава слова,
-творческие
конкурсы
по
произведениям
детских
писателей.
Список литературы.
Список литературы для педагога
Первый год обучения:
1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
2. Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
3. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
4. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать.
– М.: Эксмо, 2009.
5. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.:
Эксмо, 2009.
6. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
7. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников
грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.
8.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: ГномПресс, 1997.
9. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
10. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с
нарушением речи. - М.: Сфера, 1999.
11. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое
пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
13. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников
(Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.
14. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
15. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.
Второй год обучения:
1. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016.
2. Кирилина Р. Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для обучения чтению /
Р. Кирилина, Л. Стрекаловская, С. Кирилин. – М.: «Издательские решения».
3. Жукова О. С. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в
день / О. С. Жукова. – М.: Астрель, 2012.
4. Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду:
Популярное пособие для родителей и педагогов. – СПб: КАРО, 2005.
5. Каролида Т. А. Читалочка. Твердые (мягкие) звуки. От слогов к слитному чтению. –
Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2001.
6. Колесникова Е. В. От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.
7. Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: Учебнометодическое пособие / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.
8. Колесникова Е. В. Звуки и буквы. 5-7 лет: демонстрационный материал / Е. В.
Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.
9. Колесникова Е. В. Я начинаю читать: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е. В.
Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.
10. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению:
Программа-конспект. – М., 2010.
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами
для детей и взрослых. – СПб: Кристалл, 1997.
2. Лепим из пластилина / З. Марина. – СПб: Кристалл, Корона принт, 1997.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1998.
4. Сказка о веселом язычке. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
5. Серия тетрадей «Папка дошкольника». «Чтение с увлечением». – Киров: ООО «ВК
«Дакота», 2011