Педагогические советы

20.03.2023

Педагогический совет – слово знакомое в каждом дошкольном образовательном учреждении. Его значение в методической работе сложно переоценить, ведь к его функциям относятся: планово-прогностическая, мотивационно-целевая, информационно-аналитическая, диагностическая, коммуникационная, методическая.

Зачем нужен? Педсовет в детском саду в современных условиях – это не просто заседание воспитателей, это важнейшая часть рабочего процесса. Он помогает обмениваться опытом, делиться успехами, мотивирует на высокие достижения и помогает убедиться в важности профессии.

Как проводится? Для проведения педсовета необходима серьезная подготовительная работа. Важно обозначить тематику и выбрать форму проведения, отталкиваясь от цели и задач. Нельзя относиться к данной работе формально, иначе она не принесет пользы.

Основной целью проведения педагогического совета является общая профессиональная деятельность работников, направленная на улучшение воспитательно-образовательного процесса с применением нового опыта практической педагогики.

Список основных задач педсовета:

·         коллективный анализ нормативно-правовой базы осуществления работы ДОУ;

·         выявления специфики осуществления образовательного процесса;

·         в рамках педсовета дается качественная оценка проводимой в детском саду воспитательной работы как в целом, так и в отдельных группах;

·         дискуссия по внедрению в образовательную деятельность новых методик, форм и структур, а также формирование долгосрочных планов по их осуществлению;

·         совместное обсуждение возможных улучшения работы внутри ДОУ;

·         утверждение внутренних регламентов;

·         совершенствование персональных качеств сотрудников ДОУ, обмен педагогическим опытом личного состава предприятия, внедрение новаторских методик, улучшение воспитательных навыков работников;

·         налаживание межличностных отношений внутри коллектива, основанных на общности мнений и взаимоуважении;

·         соблюдение достойного уровня условий труда и защита прав педагогического состава;

 

Кроме того, педсовет выполняет следующие функции:

·         определяет эффективность применения в детском саду ФГОС и продуктивность качественной реализации воспитательно-образовательного процесса внутри каждой возрастной группы детей;

·         проводит качественную оценку новаторской и исследовательской работы внутри учреждения;

·         выделяет пути улучшения структуры педагогической деятельности внутри ДОУ;

·         принимает уровень рабочей нагрузки сотрудников и выявляет план функционирования организации;

·         определяет даты проведения мероприятий, нацеленных на привитие ЗОЖ детям;

·         поднимает тему совершенствования педагогических навыков сотрудников детского сада, формирует поощрение креативного подхода к образовательному процессу и внедрению новых проверенных методик;

·           продумывает план повышения профессиональных навыков педагогического состава организации;

·           выступает в роли комиссии для работников, проходящих аттестацию;

·           утверждает пути материального и иного вознаграждения сотрудников;

·           обсуждает необходимость налаженного контакта между ДОУ и семьей;

·           обсуждает прочие вопросы, основываясь на действующем законодательстве.

Виды педагогических советов

·           Установочный педсовет в детском саду подразумевает собой проведение оценки работы воспитателей за весь прошедший год, более того, обсуждение учебного плана на следующий. В его рамках проводится анализ летнего оздоровительного периода, утверждаются методики и формы проведения образовательного процесса, проводится ревизия подготовки учреждения к новому рабочему году и поднимаются прочие организационные вопросы.

Основная цель данного мероприятия заключается в выработке стремления сотрудников к улучшению собственных педагогических навыков и грамотного развития детской личности.

Проводится такой педсовет в детском саду, как правило, в августе.

·                   Тематический педсовет в детском саду зависит от масштабных целей, поставленных перед сотрудниками ДОУ, или от локальных проблем, которые требуют оперативного вмешательства. Обычно созывается три таких педагогических совета: дважды в год по глобальным задачам (в декабре и марте) и единожды для анализа ситуации на начало учебного периода (в октябре).

·                   Итоговый педсовет в детском саду проводится для подведения итогов по результатам прошедшего учебного года. Обязательно выявляются недочеты в воспитательно-образовательном процессе, устранив которые, ДОУ и его сотрудники выходят на новый профессиональный уровень. Как правило, дата проведения мероприятия ставится на конец мая.

Формы проведения педагогических советов

·         Педсовет в детском саду в форме игры подойдет, чтобы резюмировать результат решения проблемы или обобщить успехи за какой-либо период времени. Такой вариант проведения поможет наладить коммуникацию внутри коллектива, однако требует более тщательной подготовки. Важно заранее прописать сценарий и раздать роли, оговорить правила проведения. Команды смогут проявить себя при выполнении заданий и постановки целей, на которых и основывается педсовет.Хочу такой сайт

·         Педсовет-конференция логически должен делиться на две составные части. Начав с теоретического выступления, старший воспитатель может организовать дальнейший диалог с узкими специалистами, например, музыкальным руководителем, психологом или логопедом. Возникающие у остальных участников вопросы станут продолжением и расширением обсуждаемой темы, каждый сможет высказать свои рекомендации по решению возникшей проблемы.

·         Можно провести педагогический совет в форме круглого стола. Тогда заранее нужно подготовить вопросы, требующие коллективного обсуждения, регламентировать процесс проведения. Лучше, если педагоги смогут заранее подготовиться к дискуссии, проанализировать альтернативные точки зрения и найти информацию, подкрепляющую их собственное мнение. Ведущий такого мероприятия должен умело руководить полемикой и обладать соответствующими знаниями.

·         Специфика ситуативного педсовета – в обсуждении возможных педагогических сценариев, которые можно заранее записать на видеокамеру или проиграть в процессе непосредственно с помощью участников.

Существует четыре варианта проведения подобного мероприятия, усложняя возможные варианты можно заполучить фокус внимания и активность воспитателей.

1.     Первый вариант такого педсовета заключается в ситуациях-иллюстрациях, отображающих события возможные в детском саду. Сразу к ним дается и решение потенциальной проблемы

2.     Чтобы разобраться со следующим типом ситуаций-упражнений, уже требуется выполнить какое-либо задание, например, составить план конспекта или заполнить таблицу успеваемости детей.

3.     Третий вариант – ситуации-оценки. В данном случае уже представлен вариант урегулирования обстоятельств, но участникам педсовета требуется высказать свое мнение по поводу решения и дать ему качественную оценку.

4.     Самый сложный тип подразумевает ситуацию-проблему. Воспитателям дается реальный сценарий развития событий, и им требуется предложить свой способ решения, основываясь на ряде дополнительных вопросов.

·         Интересной формой педсовета в детском саду станет дискуссия. Для такого варианта требуется заранее обговорить тему, например, разбирать методики написания плана воспитательно-образовательной работы с детьми. Педагоги должны разделиться на группы, затем каждая из них подготовит свой вариант подхода к данному вопросу. В процессе обсуждения будет выявлен единый способ.

·         В форме научно-практической конференции можно провести педсовет сразу нескольких ДОУ. Пусть местом для мероприятия станет детский сад со статусом экспериментальной площадки.

Чтобы грамотно спланировать такой вариант педагогического совета, нужно заранее провести дни открытых дверей для воспитателей, принимающих в нем участие. А сам распорядок конференции должен быть удобен для представителей всех дошкольных учреждений, чтобы не нарушался гармоничный подход к обмену профессионального опыта и обсуждению насущных проблем.

Руководителю мероприятия требуется выступить с приветственным словом и задать направление для дальнейших дискуссий. В рамках педсовета могут решаться общие проблемы и индивидуальные для конкретного коллектива, учитывающие его особенности.

·                     Современный подход к проведению педсовета в детском саду включает в себя вариант творческого отчета. Его суть заключается в выступлении педагогов в индивидуальном порядке или в группах. В его рамках суммируются инновационные подходы к педагогике, ищутся самые продуктивные способы улучшения воспитательно-учебного процесса. Такой подход позволит развить и обогатить творческие навыки воспитателей.

·                     Аукцион. Каждый воспитатель должен подготовить свой «товар», представляющий собой идею по совершенствованию учебного процесса. Поэтому задача каждого участника – наиболее выгодно продемонстрировать свой вариант решения вопроса, используя визуальные и практические приемы, чтобы в конце вечера «продать» его творческой группе.

·                     Фестиваль. Педсовет в виде фестиваля станет праздничным мероприятием с демонстрацией новаторских методик, приемов и форм, а также показом новых вариантов изобразительного выражения дидактического материала.

·                Семинар-практикум. Такой педагогический совет позволит наладить связи внутри коллектива и простимулировать интенсивный обмен опытом внутри него. Воспитатели улучшат свои навыки с помощью обсуждений и разбора наглядных материалов, рекомендаций.

Эта форма совершенствует квалификацию работников детского сада, требует тщательной методической подготовки и навыков проведения мероприятий. Обычно педсовет в виде семинара-практикума в детском саду делится на две части. Сначала коллектив заслушивает теоретические доклады и посещает практические занятия друг друга, а затем участники делятся впечатлениями и советами, обобщая полученные знания, демонстрируют достижения коллектива.

·                     Коллективное творческое дело позволит привлечь всех педагогов к процессу создания. В его рамках укрепляются дружеские и рабочие связи среди работников. Такая форма позволит простимулировать коллектив к креативному подходу решения проблем.

·                     Совет-консилиум может применяться при необходимости корректировки работы педагогов внутри определенной группы, в процессе этого педсовета определяются причины возникающих проблем и обсуждаются пути их решения. Такой подход позволяет структурировать и расширить знания о детской психологии, способствует оперативному обмену опытом по индивидуальным методикам взаимодействия с дошкольниками внутри коллектива.

·                     Педсовет в детском саду с использованием отдельных методов активизации педагогов может стать хорошим способом улучшения компетенций воспитателей. Ведь председатель мероприятия может скорректировать программу под нужды коллектива, например, внедрив ситуативную задачу, добавив метод деловой игры.

 

Алгоритм подготовки педсовета в детском саду

1.     Формирование цели и задач. Четко выраженная цель должна опираться на годовую задачу: применять инновационные подходы проведения воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, заняться повышением квалификации воспитателей или углубиться в одну из сфер деятельности, например, в улучшение коммуникации с родителями или в проведение занятий по экологическому просвещению.  

2.     Выбор председателя и творческой группы педсовета.

3.     Поиск источников информации по заданной теме, анализ полученных данных и изучение последнего опыта в сфере педагогики (пособия, конспекты и прочее).

4.     Планирование проведения педсовета (тема и соответствующая литература должны быть представлены за два месяца до проведения, а актуальные вопросы, графики анкетирования и открытых занятий – минимум за месяц).

5.     Составления анкет с последующим проведение опросов.

6.     Проведение открытых НОД воспитателей.

7.     Организация семинаров, конкурсов и смотров по тематике предстоящего педсовета.

8.     Анализ полученных данных, анкетирования и прочего цифрового материала творческой группой. Разработка вопросов для обсуждения на педсовете.

9.     Структурирование и обработка финальной аналитической справки.

10. Формирование приказа о проведении педагогического совета.

11. Работа по подготовке вариантов решения поставленных вопросов с дальнейшим обсуждением.

12. Формирование целей и задач на следующий педсовет.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».