Принят
Педагогическим советом МКДОУ
«Мартюшевский детский сад «Искорка»
протокол № 4 от «31» августа 2021г.
Утвержден
приказом по МКДОУ «Мартюшевский
детский сад «Искорка»
№ 79 - ОД от «31» августа 2021 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения «Мартюшевский детский сад «Искорка»
МО «Каменский городской округ»
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о порядке применения электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Мартюшевский детский сад «Искорка»
(далее Положение) устанавливает правила реализации в муниципальном
казенном дошкольном образовательном учреждении «Мартюшевский
детский сад «Искорка» (далее Детский сад) общеобразовательных программ
с использованием дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
• со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) (далее –
Федеральный закон № 273- ФЗ);
• Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
• приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
• Уставом и локальными нормативными актами Детского сада.
1.3. Настоящее Положение является нормативным локальным актом
Детского сада и обязательно к исполнению всеми участниками
образовательных отношений.
1.4. В Положении используются следующие понятия:
- Электронное обучение (далее ЭО) - организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой
при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих
ее обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу
по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников.
- Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.5. Детский сад вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных
законодательством РФ формах получения общего образования или при их
сочетании, при проведении различных видов учебных или практических
занятий. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном
взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения
задач персонализации образовательной деятельности. Образовательная
деятельность, реализуемая с применением электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий,
предусматривает
значительную долю самостоятельных занятий для воспитанников,
методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны
Детского сада. Такая форма обучения при необходимости может
реализовываться комплексно с традиционной, семейной и другими формами,
предусмотренными Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» формами его получения.
1.6. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий является место нахождения
Детского сада независимо от места нахождения воспитанников и их
родителей.
1.7. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных
технологий, при которых частично опосредованное или полностью
опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется
независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе
педагогически организованных технологий обучения.
1.8. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные
онлайнплатформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на
образовательных сайтах, skype-общение, e-mail, облачные сервисы,
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства
РФ об образовательной деятельности.
Педагоги могут применять для дистанционного обучения платформу
Discord, Skype, Zoom.ru, TrueConf и другие программные средства, которые
позволяют обеспечить доступ для каждого родителя (законного
представителя) воспитанников.
1.9. Критерием эффективности обучения с применением ЭО и ДОТ является
реальное прохождение программы воспитанниками, подтвержденное
результатами объективного оценивания их деятельности.
2. Цели, задачи и принципы организации обучения с применением ЭО и
ДОТ
2.1. Основными целями использования электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий являются:
- предоставление обучающимся возможности освоения программ
дошкольного образования непосредственно по месту жительства или его
временного пребывания (нахождения);
- предоставление условий для обучения с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья обучающихся;
- обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении
материала, освоении нового материала и выполнении внеаудиторной
самостоятельной работы;
- интеграция дистанционного обучения с классическими формами обучения
с целью повышения их эффективности.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения способствует решению следующих задач:
- Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной
траектории и персонализации обучения;
- Повышению качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
- Открытый доступ к различным информационным ресурсам для
образовательной деятельности в любое удобное для обучающегося время;
- Созданию единой образовательной среды образовательной организации;
Повышению
эффективности
образовательной
деятельности,
интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
- Повышению эффективности организации образовательной деятельности.
2.3. Основными принципами применения электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников образовательных отношений с помощью
специализированной информационно - образовательной среды (в том числе
официальный сайт Детского сада, электронная почта, мобильная связь,
родительские группы в WhatsApp и др.);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные
ресурсы, в конкретных условиях образовательной деятельности;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательных
отношений работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя
время, а также в возможности непосещения занятий воспитанниками в
период
неблагополучного
санитарно-эпидемиологического
режима,
карантина и пр.;
- принцип модульности, позволяющий использовать педагогу необходимые
им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса)
для реализации основной и адаптированной образовательных программ;
- предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных
программ, непосредственно по месту их жительства или их временного
пребывания (нахождения);
- обеспечения полноты реализации образовательных программ, а также
усвоения
обучающимися
обязательного
минимума
содержания
образовательных программ во всех возрастных группах, выполнения
Федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Участники образовательных отношений с применением ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательных отношений с применением ЭО и ДОТ
являются: обучающиеся, педагогические, административные работники
Детского сада, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные
программы с применением ЭО и ДОТ, определяются законодательством
Российской Федерации.
3.3. Обучение с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий может осуществляться для реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Детского сада, Адаптированной общеобразовательной программы
дошкольного образования Детского сада (при наличии), адаптированных
образовательных программ дошкольного образования.
3.4. Детский сад доводит до участников образовательных отношений
информацию о реализации образовательных программ или их частей с
применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного
выбора.
3.5. Образовательная деятельность с применением ЭО и ДОТ организуется
для обучающихся по основным направлениям образовательной
деятельности.
3.6. Выбор предметов для обучения с применением ЭО и ДОТ
осуществляется родителями (законными представителями) по согласованию
с заведующим Детским садом и с учетом мнения педагогического совета
Детского сада
4. Права и обязанности участников образовательных отношений
4.1. Детский сад:
1)
обеспечивает
доступ
родителей
(законных
представителей)
воспитанников, педагогических работников к учебно-методическому
комплексу, позволяющему обеспечить освоение образовательной программы
с применением ЭО и ДОТ;
2) устанавливает порядок и формы доступа к используемым Детским садом
информационным ресурсам при реализации образовательных программ с
применением ЭО и ДОТ;
3) организует повышение квалификации педагогических работников для
обеспечения использования ЭО и ДОТ при реализации образовательных
программ.
4.2. Заведующий детским садом:
1) приказом назначает ответственных за реализацию дистанционного
обучения, которые:
- организуют необходимую методическую поддержку родителей (законных
представителей) воспитанников и педагогов Детского сада по вопросам
обучения;
- оказывают информационную поддержку родителям (законным
представителям) воспитанников и педагогам Детского сада, в том числе
знакомят с необходимыми дистанционными ресурсами;
- осуществляют контроль процесса обучения с применением ЭО и ДОТ.
2) осуществляет контроль за организацией ознакомления всех участников
образовательных отношений с документами, регламентирующими
организацию работы детского сада во время обучения с применением ЭО и
ДОТ;
3) организует контроль за проведением дистанционного обучения по
образовательным программам с применением дистанционных технологий в
полном объеме;
4) принимает управленческие решения, направленные на повышение
качества работы образовательного учреждения во время карантина;
5) контролирует оперативное отражение информации об организации
образовательного процесса на официальном сайте Детского сада.
4.3. Старший воспитатель Детского сада:
1) формирует расписание занятий с использованием ЭО и ДОТ;
2)
организует
учебно-воспитательную,
научно-методическую,
организационно-педагогическую деятельность педагогического коллектива в
соответствии с планом работы образовательного учреждения в
дистанционном режиме;
3) предоставляет ежедневный сводный отчет заведующему детским садом о
проделанной работе по каждой возрастной группе;
4) осуществляет контроль за реализацией мероприятий, направленных на
обеспечение выполнения образовательных программ;
5) осуществляет мониторинг качества внедрения ЭО и ДОТ и подводит
итоги внедрения ЭО и ДОТ.
4.4. Педагогические работники Детского сада:
1) должны уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети
Интернет;
2) обеспечивают в полном объеме реализацию образовательных программ,
организуя образовательную деятельность с применением ЭО и ДОТ в
зависимости от технических условий;
3) предоставляют ежедневный отчет о проделанной работе заместителю
заведующего по воспитательной и методической работе Детского сада по
каждой возрастной группе;
4) проводят разъяснительную работу с родителями (законными
представителями), доводят информацию до родителей (законных
представителей) воспитанников о том где и как можно получить задания, как
осуществлять обратную связь с целью выполнения программного материала.
Педагогические работники, осуществляющие обучение с применением
ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения
или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать
ФГОС ДО.
4.5. Родители (законные представители) воспитанников:
1) поддерживают интерес ребенка к образованию;
2) выполняют задания, используя материалы, размещенные в сети;
3) защищают законные права ребенка;
4) обращаются для разрешения конфликтных ситуаций к администрации
Детского сада.
5. Организация обучения с применением электронного обучения (ЭО) и
дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации
образовательных программ
5.1. Обучение с применением ЭО и ДОТ при реализации образовательных
программ может осуществляться в соответствии с режимом дня,
расписанием занятий. При планировании содержания учебной деятельности
и составлении расписания электронных занятий педагог должен соблюдать
санитарно-эпидемиологические требования.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для
детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20
минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной
нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает
30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и
1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее
продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В
середине непрерывной образовательной деятельности статического
характера проводятся физкультурные минутки.
5.2. Педагог обязан заблаговременно сообщать через сайт детского сада,
посредством
сообщений
родителям
(законным
представителям)
воспитанников на телефон о проведении видеоконференции, другого
электронного занятия, в котором принимает личное участие.
5.3. Чтобы воспитанники и их родители (законные представители) могли
участвовать в дистанционном обучении, им следует придерживаться
следующего регламента:
5.3.1. Зайти на официальный сайт Детского сада где размещены режим дня
воспитанников, расписание занятий на неделю, на день и расписание онлайн
консультаций для родителей (законных представителей) воспитанников.
5.3.2. На сайте выкладываются обучающие материалы и задания для
самостоятельной работы. Обучающие материалы включают видеоматериалы
и сценарии занятий с детьми дошкольного возраста, собственные материалы
педагогов Детского сада, и материалы сторонних ресурсов, с которыми
воспитанники работают при помощи своих родителей (законных
представителей).
5.4. В обучении с применением ЭО и ДОТ, используются следующие
организационные формы учебной деятельности: e-mail, дистанционные
конкурсы, олимпиады, дистанционное обучение в Интернете, on-line
тестирование, интернет занятия, skype-общение, облачные сервисы,
консультации, практические занятия, исследовательские работы и т.п.
5.5. Самостоятельная работа воспитанников может включать следующие
организационные формы (элементы) дистанционного обучения: просмотр
видеозанятий; прослушивание аудиозаписей; компьютерное тестирование;
изучение печатных материалов и т.п.
5.6. Сопровождение курсов может осуществляться в следующих режимах:
консультации
online,
предоставление
методических
материалов;
сопровождение off-line (проверка работ, различные виды контроля).
5.7. Педагогам для работы необходимо иметь персональный компьютер или
ноутбук с выходом в интернет, либо использовать телефон, которого будет
достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для
дошкольников, ресурсы и задания, предоставлять родителям текстовые,
видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. Родители
могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к
интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).
5.8.Организация обучения с применением ЭО и ДОТ в Детском саду
осуществляется по следующим моделям:
1) Оn-line обучение - получение знаний и навыков при помощи компьютера
или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас».
Дистанционное занятие в режиме on-line проводится по заранее
составленному расписанию, согласованному с заказчиком. Во время on-line
обучения ребенок вместе с родителем (законным представителем)
«общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет
задания, обменивается файлами, родители пишут в чате. Педагог отвечает на
вопросы детей и родителей, сам задает вопросы.
2) Оff-line обучение - когда местонахождение и время не является
существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном
режиме. Дистанционное занятие в режиме off-line выкладывается в
методическую копилку Детского сада - официальный сайт образовательного
учреждения - и заказчик (родитель (законный представитель)) воспитанника
может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
3) Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы с
использованием имеющихся в Детском саду электронных дидактических игр
и материалов и с использованием интернет-ресурсов. Обучение детей
выстраивается через интерактивные учебные материалы, которые содержат
инструкции, учебный контент: интерактивные игры, видео, текст, рисунки,
ссылки и т.д. При помощи интерактивных учебных материалов воспитанник
вместе с родителем (законным представителем) осваивает учебный материал
самостоятельно. Для родителей (законных представителей) воспитатели и
специалисты предлагают инструкции и рекомендации, организуют
консультирование на чате или по электронной почте.
4) Самостоятельная работа родителей (законных представителей) с детьми
на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернетмессенджеры, социальные сети. На сайте размещаются игры по различным
образовательным областям, познавательный материал по теме недели,
произведения художественной литературы, презентации и ссылки на сайты,
где родители выбирают игровой материал для занятий с ребенком в удобное
время. Электронная почта используется педагогами для отправки родителям
(законным представителям) индивидуальных заданий для ребенка,
рекомендации, ссылки на и видеозаписи, виртуальные экскурсии,
олимпиады и конкурсы и т.п.
5.9. Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов
необходимо:
1) разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и
раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с
включением иллюстраций и анимации;
2) организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени,
проводимого за компьютером;
3) разработать и осуществить социальную программу работы с семьей,
обязательное включение родителей (законных представителей) в процесс
обучения ребенка, выработка совместной политики общения. При
разработке конспектов занятий следует учитывать:
- сложность оказания эмоционально-волевого влияния на обучающегося
(суггестивные способности);
- сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его
внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности);
- невозможность встретиться глазами с собеседником через веб-камеру;
- сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т.д.
5.10. Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации
для родителей (законных представителей) к каждому занятию. Они могут
быть:
1) индивидуальные - в рекомендациях педагог прописывает в чем
необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить
ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает их в личный
кабинет заказчика;
2) общие – рекомендации по предварительной работе к следующему
занятию. Размещаются в методической копилке Детского сада на
официальном сайте вместе с дистанционным занятием в режиме off-line.
5.11. После проведения дистанционного занятия педагог проводит
обязательный анализ занятия: удалось ли достичь поставленных целей, какие
при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей
(законных представителей), так и самого педагога.
5.12. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися
регламентируется Рабочим листом, либо индивидуальным учебным планом
обучающегося. В Рабочем листе определяется объем заданий, в том числе
для самостоятельного изучения; сроки консультаций. Взаимодействие с
родителями(законными представителями) воспитанников 5.13.Педагоги
Детского сада ведут учет и осуществляют хранение результатов
образовательной деятельности и внутренний документооборот на бумажном
носителе и/или в электронноцифровой форме в соответствии с требованиями
законодательства РФ.
6. Заключительное положение
6.1. Настоящее Положение утверждается приказом заведующего Детским
садом.
6.2. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и
действует до принятия нового в рамках действующего нормативного
законодательного регулирования в области общего образования.